В Древней Руси широко применялись печати для подтверждения личности купцов, княжеских посланников, а также пломбирования дорогих товаров. Чаще всего в форме блях, пластинок и перстней. Особую категорию представляют княжеские печати (буллы), которые применялись в делопроизводстве и дипломатических актах. По основной классификации печати были двух видов: вислые и прикладные. Прикладные печати оставляли оттиск на бумаге (чаще всего матрицей являлся перстень). Вислые печати изготавливались при помощи специальных щипцов с матрицей оттиска и подвешивались с помощью шнурков к документам. В качестве материала печатей использовали свинец, серебро и даже золото. Позднее в качестве основного материала для оттиска использовали воск, а для матрицы применяли металл или резные камни-геммы. Красно-восковая вислая печать с изображением двуглавого орла и всадника поражающего копьем змея, послужившая прообразом герба Российского государства, принадлежала Великому князю московскому Ивану III (рис. 1).
Прототипом двуглавого орла послужила личный герб рода Палеологов (Иван III в 1472 женился на племяннице последнего Византийского императора Константина XI Софье Палеолог). Прототип лицевой стороны, образ воина (как правило князя) поражающего копьем змея был достаточно распространен. В частности на личной печати Александра Невского. (рис. 3) Печать Ивана III использовалась Василием III и Иваном Грозным в первый период правления. За период правления Ивана Грозного образ герба на печати получил дальнейшее развитие в целом ряде печатей. Впервые на золотой булле щиток со всадником помещен на груди орла, (рис. 4) но вершиной геральдического творчества в период правления первого русского царя стала Большая Государственная печать. Печать красновосковая двусторонняя, предназначенная для скрепления международных актов, оттиски сохранились только в Копенгагене и Стокгольме (рис.5).
На лицевой стороне печати изображен двуглавый орел под единой короной с православным крестом и всадником на щитке поражающим змея. (Всадник символизировал князя, позднее его стали отождествлять с Георгием Победоносцем). На оборотной стороне печати на щитке орла изображен единорог, как личный герб Ивана IV В круговых надписях обозначен полный титул царя: «Б(о)га в Тр(ои)цы славима м(и)л(ос)тию великий г(осу)д(а)рь ц(а)рь и великий кня(зь) Иванъ Васильеви(ч) всея Русии Владимерский Московский Ноугородцкий и ц(а)рь Казанский и ц(а)рь Астороханский и г(осу)д(а)рь Псковский и великий кн(я)зь Смоленский Тверский Югорский Пермьский Вятцкий Болгарский и иныхъ г(осу)д(а)рь и великий кн(я)зь Новагорода низовския земли Черниговски»
«Рязаньский. Полотъцкий. Ростовъский. Ярославский. Белоозерский. и господарь отчинны м(илости) р(ади) облаадатель земли Лифлянския немецкого чину Удорский. Обдорский. Кондинский и всея Сибирския земли и северныя страны повелитель и иныхъ многихъ земель г(осу)д(а)рь и облаадатель». (рис. 6,7).
С каждой стороны печати по двенадцать гербов иллюстрирующих царства, земли и города упомянутые в титуле. Фактически это первая попытка создания единой региональной геральдики, но в связи с утерей матрицы печати данная символика не закрепилась и в XVII века в «Титулярнике» Артамона Матвеева региональные символы, по большей части, были воссозданы заново. В верхней части обоих сторон печати, над короной расположен крест на Голгофе, включая страсти господни (копье и трость) с круговыми надписями: «Древо дарует древнее достояние» на лицевой, и «Христова хоругв и христианом похвала» на оборотной стороне.
Печать была создана не ранее 1577 г.(взятие Вандомского замка), о чем свидетельствует наличие в титуле и малом «предгербе» оборотной стороны герба ливонского г. Кеси (современный Цесис) и личного герба Фюрстенбурга, захваченного в плен магистра Ливонского ордена. (рис. совр. гербов 9,10). Кроме упомянутых оттисков печати, в России сохранился оттиск лицевой стороны печати, на бумаге, в письме Лжедмитрия I к Юрию Мнишеку, но при визуальном наблюдении заметны характерные искажения, особенно в малых гербах (печать царства Астороханского), которые позволяют предположить, что использовалась другая матрица и известная прорисовка лицевой стороны печати была сделана А.Б. Лакиером именно по данному источнику. (рис. 11, 12) В известном издании Ф.А.Бюлера «Снимки древних русских печатей» представлены варианты прорисовок лицевой и оборотной стороны, с элементами в стиле «барокко», и с искажением текста на оборотной стороне характерным для дефектов оттиска печати из Стокгольма (Рис. 13, 14). Полное описание печати хранящейся в Копенгагене содержится в книге Ю.Н.Щербачева «Датский архив». 1893. (В четырех электронных версиях книги Ю.Н.Щербачева, известных зарубежных библиотек, страницы с описанием печати Ивана Грозного изъяты, поэтому данные страницы помещены отдельным файлом). Подробнее с историей русской геральдики можно ознакомиться в электронной «Истории России» в разделе: XVI век/ Герб. Особо хочу отметить труды Н.А.Соболевой, виднейшего исследователя истории российской геральдики.
Реконструкция печати выполнена на основе фотографий Стокгольмского варианта и описания Ю.Н.Щербачева. Данная работа является авторской, поэтому возможны некоторые несущественные отклонения от подлинника. Масштаб 3.5 : 1, на обложке размещено фото в натуральную величину подлинника – 11.2 мм. Печати изготовлены из меди и комплекса полимеров. В связи с тем, что работа выполнена вручную, экземпляры печати могут незначительно отличаться.