История государственного герба

В Древней Руси широко применялись печати для подтверждения личности купцов, княжеских посланников, а также пломбирования дорогих товаров. Чаще всего в форме блях, пластинок и перстней. Особую категорию представляют княжеские печати (буллы), которые применялись в делопроизводстве и дипломатических актах. По основной классификации печати были двух видов: вислые и прикладные. Прикладные печати оставляли оттиск на бумаге (чаще всего матрицей являлся перстень). Вислые печати изготавливались при помощи специальных щипцов с матрицей оттиска и подвешивались с помощью шнурков к документам. В качестве материала печатей использовали свинец, серебро и даже золото. Позднее в качестве основного материала для оттиска использовали воск, а для матрицы применяли металл или резные камни-геммы. Красно-восковая вислая печать с изображением двуглавого орла и всадника поражающего копьем змея, послужившая прообразом герба Российского государства, принадлежала Великому князю московскому Ивану III (рис. 1).

Красно-восковая вислая печать с изображением двуглавого орла и всадника поражающего копьем змея, послужившая прообразом герба Российского государства

Рис. 1. Красно-восковая вислая печать, сторона со всадником поражающего копьем змея

Красно-восковая вислая печать с изображением двуглавого орла и всадника поражающего копьем змея, послужившая прообразом герба Российского государства

Рис. 2. Красно-восковая вислая печать, сторона с изображением двуглавого орла

личный герб рода Палеологов

Рис. 3. Герб рода Палеологов

Прототипом двуглавого орла послужила личный герб рода Палеологов (Иван III в 1472 женился на племяннице последнего Византийского императора Константина XI Софье Палеолог). Прототип лицевой стороны, образ воина (как правило князя) поражающего копьем змея был достаточно распространен. В частности на личной печати Александра Невского. (рис. 3) Печать Ивана III использовалась Василием III и Иваном Грозным в первый период правления. За период правления Ивана Грозного образ герба на печати получил дальнейшее развитие в целом ряде печатей. Впервые на золотой булле щиток со всадником помещен на груди орла, (рис. 4) но вершиной геральдического творчества в период правления первого русского царя стала Большая Государственная печать. Печать красновосковая двусторонняя, предназначенная для скрепления международных актов, оттиски сохранились только в Копенгагене и Стокгольме (рис.5).

Рис. 4. Золотая булла Ивана IV

Рис. 5.1. Лицевая сторона печати. Стокгольм.

Рис. 5.1. Лицевая сторона печати. Стокгольм.

Рис. 5.2. Задняя сторона печати. Стокгольм.

На лицевой стороне печати изображен двуглавый орел под единой короной с православным крестом и всадником на щитке поражающим змея. (Всадник символизировал князя, позднее его стали отождествлять с Георгием Победоносцем). На оборотной стороне печати на щитке орла изображен единорог, как личный герб Ивана IV В круговых надписях обозначен полный титул царя: «Б(о)га в Тр(ои)цы славима м(и)л(ос)тию великий г(осу)д(а)рь ц(а)рь и великий кня(зь) Иванъ Васильеви(ч) всея Русии Владимерский Московский Ноугородцкий и ц(а)рь Казанский и ц(а)рь Астороханский и г(осу)д(а)рь Псковский и великий кн(я)зь Смоленский Тверский Югорский Пермьский Вятцкий Болгарский и иныхъ г(осу)д(а)рь и великий кн(я)зь Новагорода низовския земли Черниговски»

«Рязаньский. Полотъцкий. Ростовъский. Ярославский. Белоозерский. и господарь отчинны м(илости) р(ади) облаадатель земли Лифлянския немецкого чину Удорский. Обдорский. Кондинский и всея Сибирския земли и северныя страны повелитель и иныхъ многихъ земель г(осу)д(а)рь и облаадатель». (рис. 6,7).

Рис. 6. Реконструкция — лицевая сторона

Рис. 7. Реконструкция — оборотная сторона

С каждой стороны печати по двенадцать гербов иллюстрирующих царства, земли и города упомянутые в титуле. Фактически это первая попытка создания единой региональной геральдики, но в связи с утерей матрицы печати данная символика не закрепилась и в XVII века в «Титулярнике» Артамона Матвеева региональные символы, по большей части, были воссозданы заново. В верхней части обоих сторон печати, над короной расположен крест на Голгофе, включая страсти господни (копье и трость) с круговыми надписями: «Древо дарует древнее достояние» на лицевой, и «Христова хоругв и христианом похвала» на оборотной стороне.

Печать болгарская

Печать Черниговская

Древо дарует древнее достояние

Печать наместника Великого Нова города

Печать царства Казанского

Печать царства Астраханского

Печать Псковская

Печать Великого княжества Смоленского

Печать Югорская

Печать Великого княжества Тверского

Печать Пермская

Печать Нова города низовские земли

Печать Вятская

Печать Рязанская

Христова хоругв и христианам похвала

Печать Полоцкая

Печать Ярославская

Печать Белоозёрская

Печать Удорская

Печать Обдорская

Печать Кондинская

Печать Сибирская

Печать архиепископа Рижского

Печать Лифлянские земли

Печать города Кеси

Печать Ростовская

Печать была создана не ранее 1577 г.(взятие Вандомского замка), о чем свидетельствует наличие в титуле и малом «предгербе» оборотной стороны герба ливонского г. Кеси (современный Цесис) и личного герба Фюрстенбурга, захваченного в плен магистра Ливонского ордена. (рис. совр. гербов 9,10). Кроме упомянутых оттисков печати, в России сохранился оттиск лицевой стороны печати, на бумаге, в письме Лжедмитрия I к Юрию Мнишеку, но при визуальном наблюдении заметны характерные искажения, особенно в малых гербах (печать царства Астороханского), которые позволяют предположить, что использовалась другая матрица и известная прорисовка лицевой стороны печати была сделана А.Б. Лакиером именно по данному источнику. (рис. 11, 12) В известном издании Ф.А.Бюлера «Снимки древних русских печатей» представлены варианты прорисовок лицевой и оборотной стороны, с элементами в стиле «барокко», и с искажением текста на оборотной стороне характерным для дефектов оттиска печати из Стокгольма (Рис. 13, 14). Полное описание печати хранящейся в Копенгагене содержится в книге Ю.Н.Щербачева «Датский архив». 1893. (В четырех электронных версиях книги Ю.Н.Щербачева, известных зарубежных библиотек, страницы с описанием печати Ивана Грозного изъяты, поэтому данные страницы помещены отдельным файлом). Подробнее с историей русской геральдики можно ознакомиться в электронной «Истории России» в разделе: XVI век/ Герб. Особо хочу отметить труды Н.А.Соболевой, виднейшего исследователя истории российской геральдики.

Реконструкция печати выполнена на основе фотографий Стокгольмского варианта и описания Ю.Н.Щербачева. Данная работа является авторской, поэтому возможны некоторые несущественные отклонения от подлинника. Масштаб 3.5 : 1, на обложке размещено фото в натуральную величину подлинника – 11.2 мм. Печати изготовлены из меди и комплекса полимеров. В связи с тем, что работа выполнена вручную, экземпляры печати могут незначительно отличаться.